← Список книг

Иван Кириллов и Мария Подкопаева

Иван Кириллов и Мария Подкопаева

Издательство: Локус-Станди,
2009, 96 с., твердый переплёт,
Цена 650 руб.

Иван Кириллов

Иван Кириллов родился в Пензе и не мудрено, что после долгих поисков жизненного пути, «пути к красоте и гармонии», как он сам выражается, он оказался в стенах Пензенского художественного училища им. К. А Савицкого. Атмосфера и столетние традиции этого оазиса русского реализма органично вошли в кровь и плоть молодого человека, поставив его в ряды продолжателей пензенской живописной школы. В творчестве этого художника удивительным образом возрождается жанр и пейзаж передвижников, к которым принадлежал и сам Константин Апполонович Савицкий, и ученик Репина Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. В годы обучения И. Кириллова в училище преподавали их ученики - прямые наследники великой школы.

Работы художника отличаются особой жизненностью, по ним, как по стихотворным строкам поэта, можно прочесть его образ мыслей и отчасти даже образ жизни. Порой незамысловатый сюжет, согретый тёплым отношением к нему самого мастера, обретает черты самостоятельной темы художественного произведения. Умение видеть «великое в малом» и через простоту и обыденность говорить о всепроникающей красоте мира - вот основа творчества живописца. Именно эти качества отличают натюрморт «С лесного озера», «Натюрморт с дубовым веником» и т.д.

Показывая в своих работах прекрасный и многообразный мир, его совершенство и чистоту, И. Кириллов находит все эти качества в русской деревне, и особенно в степенном ритме Русского Севера. Эта тема последовательно раскрывается в пейзажах Архангельской области и предметах-символах деревенской жизни. Дипломная работа, идея которой зрела в сознании художника более восьми лет, «Разлив. Русский Север» - своеобразный апофеоз раздумий И. Кириллова о суровой природе этого края, о судьбе местных жителей и в то же время гимн величию этих мест. Природу по праву можно считать главным источником вдохновения для И. Кириллова. И поиск гармонии между природой и человеком - основным стимулом к творчеству. Ему дороги стройные ели, покрытые снегом крыши домов, баньки у воды, разлив реки и селения на её крутых берегах. Все формы окружающего пространства и мирного сосуществования человека и природы он воспринимает с восхищением, благоговея перед их совершенством.

Особая страница творчества Ивана Кириллова - городской пейзаж. По закоулочкам и переулкам художник ищет былую, ушедшую Москву - она много дороже его русскому сердцу. Прогуливаясь по столице, он не обращает внимания на её лоск, а погружается в тихие уголки, где ещё можно встретить подлинные архитектурные стили. Но вот в его творчестве неожиданно появляется «Москва-сити» - образ изменившегося города и дань развитию цивилизации. Точно так же в 1937 году Ю. Пименов запечатлел кардинальные изменения лица родного города в картине «Новая Москва».

Повседневная жизнь и будничный труд для творчества И. Кириллова не менее притягательны, чем громкие события истории. По убеждению художника, «мир людей по сути своей не изменился, изменился только декор», возможно, потому столь вневременными кажутся нам характерные сюжеты в искусстве этого мастера. В них есть особая поэзия и камерность, они соразмерны человеку. И для зрителей, живущих богатым внутренним миром, именно эти мотивы обладают наибольшей притягательностью. Человек в картинах И. Кириллова всегда незримо присутствует, глазами художника даёт свою оценку изображённому мотиву.

Работы «Озорники. Сценка из городской жизни», «Выбор невесты» ввиду жанровой подачи сюжета намного органичнее вписываются в искусство художника, чем монументальные исторические полотна, затрагивающие серьёзные темы и события прошлого. Однако надо отдать должное смелости и мастерству художника, берущегося за грандиозные темы из русской и зарубежной истории. «Александр Македонский и Диоген», «Убийство Цезаря», «Николай Мирликийский останавливает казнь трёх невинно осуждённых», «У постели Ивана Грозного» - эти полотна раскрывают талант художника-монументалиста.

Рассматривая творчество Ивана Кириллова в целом, необходимо отметить присущую его картинам жанровость и лирический настрой, созвучность человеческим эмоциям и непритязательность в выборе сюжета. Но в искусстве этого художника существует и парадная, праздничная сторона. Эти картины написаны по-иному: яркими, чистыми, сказочно красивыми красками, фактурным осязаемым мазком, и в них художник стремится ухватить радостные моменты жизни. Таковы работы «Накануне Рождества», «Праздничный вечер», «У крыльца», «Горка» и др.

Не пытаясь отыскать кумиров в живописи, не подчиняя своё творчество строгому регламенту одного стиля, Иван Кириллов при выборе сюжета прислушивается к биению своего сердца. Его творчество -отражение глубоко личного восприятия окружающей реальности. Весь видимый мир в его многообразии, весь трепет пульсирующей жизни сосредоточен в живых зарисовках из арсенала повседневности.

Екатерина Гудзе

Мария Подкопаева

Мария Подкопаева - художник, последовательно шедший к совершенству в своей профессии. Она честно преодолела долгую дорогу ученичества и смогла однозначно определить свою тематическую среду в искусстве живописи. Результатом столь серьёзной подготовки стала стройность и художественная выверенность её полотен.

Исторический жанр явился для Марии Подкопаевой возможностью органично реализовать свой потенциал и редкое дарование. Далеко не каждый художник осмелится взяться за этот особый род живописи -большая ответственность перед национальной историей и современным зрителем, а также перед художественной формой может стать преградой при вступлении на этот путь. М. Подкопаева много времени тратит на сбор архивного материала, выполняет большое количество подготовительных работ для воплощения большого, а порой и грандиозного замысла. Однако серьёзность и основательность подхода присуща даже небольшим её работам.

«Вхождение» в историческое время - несомненная заслуга и отличительная черта живописи М. Подкопаевой. В масштабной картине «Иван Грозный в Александровской слободе» дух боярской Руси читается в каждой характерной детали: от тяжёлых, расшитых золотом тканей до низкого палатного интерьера. А общий настрой на средневековый лад достигается нездешним, выдержанным, мерным колоритом.

Другое грандиозное полотно «В Смутное время» (дипломная работа) не сводит сюжет к эпизоду, а расширяет его за счёт нескольких сцен, которые в совокупности блестяще передают разгул Смуты и её страшные бедствия. Благодаря такому охвату зритель без труда погружается в атмосферу начала XVII века. В связи с этой работой особенно вспоминается подход и живописная система исторического живописца по призванию Василия Сурикова, в частности, такие его этапные работы, как «Утро стрелецкой казни» или «Боярыня Морозова». Именно «дар прозрения прошлого» и способность «установить таинственную связь между днём нынешним и днём ушедшим» (Г. Чурак), присущие работам Сурикова, бесспорно, относятся к ценнейшим достоинствам картин Марии Подкопаевой.

Ещё одним достижением художницы является психологический портрет. Со скипетром и державой в руках царевна Софья в одноимённой картине - это, прежде всего, сильная женщина на троне, но в её взгляде читается злая шутка, которую сыграла с ней история государства Российского. В образе Марфы насильно постриженной после свержения правления ее родной сестры Софьи, читается одновременно и обида на несправедливость судьбы и приобретенная за годы монашества стойкость к лишениям и покорность злому року.

В работах «Портрет царского урядника», «За книгой», «Боярин» ха-ризматичные и очень колоритные персонажи русской истории неотделимы от времени, в которое их погружает художница. Здесь М. Подкопаева тематически и стилистически близко подходит к живописной системе И.Е. Репина, в частности, вызывая в памяти подготовительные портретные работы художника к «Крестному ходу в Курской губернии».

В целом, подводя итог исторической живописи Марии Подкопаевой, хочется сказать о ней словами А.С. Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет...». Такие картины, как «Странники», «В избе», «Старообрядцы», где художница обращается к народной стихии, раскрывают национальный дух, особый склад и гармонию русской души. Апогеем этой темы в творчестве художницы стали картины «Русская красавица» и «Чаепитие». Последняя обращается к популярной теме в русской живописи, в которой особое место занимает «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В. Перова, а также «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, где хлебо-сольность и праздничность обстановки подчёркивает широту русской души. В этом смысле именно эту работу можно считать предтечей «Чаепития» М. Подкопаевой.

Помимо исторической живописи в искусстве художницы получили развитие и другие жанры. Как любая женщина, Мария неравнодушна к цветам: она пишет их прямо с натуры, полных жизненным соком, передавая всё очарование их цветения. Эта тема в её творчестве поистине неисчерпаема, всегда свежа, оригинальна и празднична. Художница стремится к естественности, не обделяя вниманием всю ту пёструю флору, что встречает её каждое лето в деревне близ Александровской слободы. Она не пренебрегает ни кустом шиповника, ни скромными одуванчиками и ромашками, ни пышной шапкой герани, находя в них всё то же воплощение «русскости».

Пейзаж в творчестве Марии Подкопаевой вновь неизменно окрашен национальным колоритом: скромная природа, неизбалованная солнцем, пробивается своими силами, и стройные деревья величественно возносят крону к небесным высотам.

Натюрморт - это тот жанр, где талант художницы воплотился с необычайной силой, органично нашёл своё применение. Стремление к совершенству и определённости художественной формы, чёткость линии, внимание к деталям и специфике материала определили чеканную отточенность её постановочных работ. Эту стройность художественной системы можно проследить на примере «Черногорского натюрморта».

Творчество Марии Подкопаевой развивается последовательно и отличается цельностью. Сгармонизированный колорит, спокойствие и безмятежность - характерные черты её живописи. Искусство М. Подкопаевой - это строгая система, где каждый шаг технически выверен опытом, но при этом не утрачена свежесть и непосредственность восприятия окружающего мира. Работа «Детство», где дверной проём отделяет мир ребёнка от мира взрослых, служит ярким тому подтверждением: в этой картине эмоции и жизнь бьют ключом, и мы чувствуем сиюминутность изображённого эпизода.

Мария Подкопаева - художница, русская душой. И в своём творчестве она ищет естественные проявления национального феномена: в истории, в царском уряднике и простом труженике-крестьянине, в природе и предметах быта и т.д. Умение передать дух исторического времени и нарисовать яркий образ русского человека, стремление к совершенству в выбранной тематической направленности делают М. Подкопаеву преемницей лучших традиций русской реалистической живописи.

Екатерина Гудзе

Расширенный поиск:

Смотрите также: