← Список книг

Александр Колотилов. Молодые пейзажисты России

Александр Колотилов. Молодые пейзажисты России

Издатель: «Петроградский и Ко»,
2008, 160 с., твердый переплёт
Цена 750 руб.

Александр Колотилов

Он наш современник, но его кисть воспитана на классике. Он берёт конкретный мотив, но эпическим размахом обращает его в вечность. В его живописи нет грани, которая бы отделила измерение настоящего от того, что живёт, не считаясь с историческим временем.

А.А. Колотилов для любого состояния природы создаёт гармоничную картину с ярко выраженным эмоциональным фоном и авторским "я", будь то ясный морозный полдень или хмурое весеннее половодье. Вид изначально рождается как нечто целостное и завершенное. В его полотнах мы наблюдаем обоюдоострое сопереживание одного состояния всеми составляющими природного единства: нет отдельно выхваченного неба, изолированно существующей полоски земли. Напротив, мы видим, как насупившиеся к дождю тучи сообщают по цепочке всем частям пейзажа своё настроение.

Удар кисти всегда значим как проявление неповторимого почерка автора, в данном же случае он является главной конструктивной единицей картины. Эти перистые мазки ложатся на холст с лёгкостью осенних листьев. Они здесь, на поверхности, до них хочется дотронуться. Одни из них косичкой вплетаются в другие, вторые - деликатно вплавляются, третьи - идут внахлёст, но они никогда не нивелируют друг друга, не спорят, не противоречат. Тонкая же проработка деталей кончиком кисти добавляет работам А.А.Колотилова игры, жизни, эмоций. И вот перед нами очаровывающая своей искренностью и в высшей степени законченная картина.

Следуя традиции русской пейзажной школы живописи, Колотилов любит переходные состояния природы, когда она вся в праздничном уборе ("Первый снег", "Раннее утро") готовится к встрече зимы, или, напротив, сбрасывает снежную шапку, устремляясь навстречу весны ("Оттепель"). По чистоте живописи, по эмоциональной насыщенности каждого мазка и продуманности всего пейзажа в целом А.А. Колотилов приближается к плеяде русских художников рубежа Х1Х-ХХ веков. В этой связи приходят на память пейзажи Станислава Жуковского, Абрама Архипова и, конечно, Исаака Левитана. Картина последнего "Март" (1895г.) перекликается с такими работами А.А.Колотилова, как "Берёзовая аллея", "Апрель". Это произведение Левитана современники, а позднее и многие исследователи творчества художника называли одним из самых поэтичных пейзажей, созданных русскими живописцами в XIX веке. Нам представляется справедливым говорить о А.А. Колотилове в равной степени как о лирике в современной живописи.

В действительности, сравнивая подходы двух пейзажистов прошлого и настоящего, можно провести немало параллелей. Во-первых, это бескорыстная любовь к не очень-то приветливой русской природе с ее морозными зимами, капризным и продолжительным межсезоньем, хмурым небом. Им одинаково близка и дорога поэзия русской деревни.

В полотнах обоих художников мы наблюдаем рождение пейзажа эпического размаха. Однако Левитан в этой погоне за вечностью достигает крайних проявлений надвременного, например, в таких работах, как "Вечер. Золотой Плёс", "Озеро (Русь)" и особенно "Над вечным покоем". В то же время Колотилов всё же знает свой предел в этом стремлении показать величие пейзажа, земля в его работах всегда обитаема, даже в излюбленных видах северной природы, таких, как "Соловки. Пристань", "Северный пейзаж", "Тихое озеро". К тому же нельзя не отметить романтическую ноту, которая придаёт особый завораживающий, а иногда чуть сказочный флёр его работам. Наиболее явно он прослеживается в таких полотнах, как "Закат", "Замок", "Карелия", "Синий лес".

Любопытно и то, как И.И.Левитан охарактеризовал свой метод. По его словам, он выражал основную мысль ландшафта, целью же своей живописи он считал "не протокол, а объяснение природы живописными средствами". Нам видится, что А.А.Колотилов также отталкивается от некой основной идеи, которой он стремится подчинить отдельно взятый пейзажный мотив, потому как его работы никак нельзя назвать протокольным копированием природы. Более того, определенный вид преображается в его воображении в артистическую пейзажную композицию.

И, наконец, важно отметить, что, несмотря на свою бескорыстную любовь и преданность русской природе, обоих художников манит Италия. В работах А.А.Колотилова, посвящённых Венеции, автор предстаёт особенно смелым колористом. Наблюдать эти сочные краски мы можем в таких работах, как "Венеция", "Венеция. Май", "Венеция. Море" и др.

В передаче сочной летней зелени художник зачастую доходит до предела интенсивности цвета, что видно из таких работ, как "Зелёная дорога", "Пруд", "Холм и церковь. Облака", "Корова" и др. Другой особо праздничной темой творчества А.А. Колотилова является изображение цветов, этих радостных огоньков в нашей жизни, собранных художником в пышные букеты ("Ирисы", "Ромашки", "Рябина", "Сирень").

Особняком стоит работа "Лодка" (два варианта). Она наиболее близко подходит к импрессионизму и вызывает ассоциации с серией "Ненюфа-ры" Клода Моне.

Последние работы А.А.Колотилова иллюстрируют его постоянные поиски способов самовыражения. Зачастую цвет в них обретает плотность, становится более темпераментным, где-то более земным, буро-охристым, где-то более романтично-сказочным. Живопись в целом становится более цветной. Однако в то же время в изображении, к примеру, московских улиц А.А.Колотилов придерживается своей традиционной палитры гармонично и тонко подобранных цветов. А.А.Колотилов, поэт и романтик в современной живописи, возрождает бессмертные традиции русской пейзажной школы. В его лице мы обретаем то, что, казалось бы, безраздельно принадлежит живописи прошлого: гармонию, лирику, безмятежность, поклонение храму природы, открытие простых истин и почитание вечных ценностей. Останавливая взгляд на работах А.А. Колотилова, мы погружаемся в звенящую тишину, в мир, не зависящий от воли человека и потому прекрасный в своей автономности. За это умиротворение, которое мы находим в его полотнах, можно отдать многое. И в то же время нам не менее дорога иная, парадная сторона его творчества, когда наше воображение поражает букет собранных воедино ярких цветов. Удивительнее всего то, что эти столь разные грани одного таланта принадлежат одному художнику и каким-то чудесным образом уживаются вместе. Это и есть не устающий удивлять зрителя А.А. Колотилов, ярчайший представитель современной московской школы пейзажной живописи.

Молодые пейзажисты России

Познакомившись с живописью мастера А.А. Колотилова и его виденьем природного пространства, обратимся теперь к творчеству молодых пейзажистов и их интерпретации того же жанра. Эти художники, принадлежащие к Санкт-Петербургской, Московской, Пензенской школам, на своих полотнах не только раскрывают индивидуальную манеру письма и свой стиль, но и географическое разнообразие видов природы.

Пейзаж как самостоятельный жанр живописи всегда привлекал художников в не зависимости от профилирующего направления их творчества. Виды природы могут быть самоценным мотивом изображения и тогда они приобретают особенно яркое звучание. В то же время пейзажный фон зачастую сопровождает портрет, исторические и батальные сцены, натюрморт, и тогда он наполняется дополнительной семантической нагрузкой. В любом случае мы можем говорить о том, что даже в свехурбанизированном мире интерес к жизни природы, к её цикличности, к изменчивости её состояний остаётся очень высоким.
Современные художники каждый на свой лад выражают личное отношение и восприятие мира природы.
Многие являются поборниками лирического звучания пейзажа. К ним мы можем с полным правом отнести Дёмину Е., Акжигитова И., Богатова И., Калинина М., Крупского С., Миненкову Е., Артамонова В., Воронина В.
С любовью и трепетом передаёт на холсте подсмотренные у природы виды Е. Дёмина. Её деликатная живопись, наделённая тонким чувством колористической гармонии, заставляет вспомнить творчество Поленова.
Пасмурные, сдержанные по цвету пейзажи И. Акжигитова, с мягким перетеканием цвета и расплывчатыми тенями, оживлены городской архитектурой или деревенскими строениями ("В Архангельском", "В деревне", "Осенний бульвар").
Особым умиротворением веет от работ М. Калинина (............)
С. Крупский на своих полотнах передаёт одухотворённые виды русской глубинки, пишет городские виды, в которых никогда не умолкает жизнь. Его работы, тёплые по цвету и скрытой в них атмосфере, написаны струящимся текучим мазком.
Срез исконно русской природы мы можем наблюдать на полотнах Е. Миненковой ("Проталины", "Вечером").
Особенно невесомы пронизанные свето-воздушной дымкой пейзажи В. Артамонова ("Весенний этюд", "Перед рассветом", "Рассвет").
Умиротворение и гармония, зачастую усиленные изображением широкой спокойной глади реки и горизонтальным форматом полотен, отличают многочисленные пейзажи В. Воронина.
К другой группе пейзажистов, довольно строго придерживающихся консервативно-реалистической линии и внимательным к деталям, можно отнести Костылёва Д., Брусилова С., Кожина С.
Закалённая академической школой рука, серьёзный подход к пейзажу как к самостоятельному жанру отличает работы С. Брусилова. Художник берёт широкий срез и тщательно прописывает природу; тема России явственно звучит в его работах.
Некоторое художники избирают национально-русские мотивы, народное виденье природы, с оттенком фольклора. Это Подкопаева Е„ Бабюк С., Вячеславова Л.
Радостное восприятие окружающего мира, народные мотивы звучат в работах М. Подкопаевой ("Бабье лето", "Прощание с летом"). Звонкие по колориту пейзажи, под стать русским девицам в кокошниках, принадлежат кисти С. Бабюка ("Весна на Клязьме", "Клязьма весной", "Осень на Клязьме").
Яркая живопись из перетекающих пятен цвета, жизнеутверждающая палитра от К. Маковского, изображение гуляний в духе Кустодиева, петербургские виды, - всё это составляющие творчества Л. Вячеславовой.
Среди художников, использующих в большей или меньшей степени достижения импрессионистов, а также в процессе работы прибегающих к помощи мастихина, можно отметить Кириллова И., Чепкасова, Панова И., Сысоева Д., супруги Е. и А. Вилковы.
Очень разнообразно творчество И. Панова, работающего в различных жанрах и техниках - от реализма до пуантилизма. Его пейзажи - это и сочная зелень летнего луга и в то же время ностальгически-умиротворённые виды природы. Живопись И.Панова демонстрирует стремление автора передать своё эмоциональное отношение к теме.
Пейзажи Д.Сысоева написаны под непосредственным впечатлением от конкретных состояний природы, для каждого из которых художник настраивает свою кисть на особый лад. Перед нами - живые картины природы.
А. Вилков в своих многочисленных пейзажах придерживается формата вытянутого горизонтального панно. Его пейзажи, выполненные чётким и всегда узнаваемым мазком, рассказывают о размеренной сельской жизни на лоне природы.
И, наконец, мы подходим к пейзажам тех художников, чьё творчество трудно вписать в какие-либо границы известных стилей либо соотнести с работами других современных авторов.
В работах Владимировой-Лавровой сказывается влияние кубистиче-ской графики, а также искусства коллажа ("У пруда", "Последний снег", "Соломенное"). Геометрия чётких линий, граней, крыш, любовь к разделению цветовых пятен, виденье мира сквозь призму отдельных форм - вот стихия художницы.
Насыщенные синевой и глубокими контрастами, дремучие виды от плоти и крови русской природы - основной мотив пейзажей Д. и А. Коробкиных.
Смелый колорист и поборник экспрессии, С. Инкатов, составляет композиции из скатов крыш, виртуозно применяя линейную графику поверх живописного слоя.
С полотен Е. Комаровой жизнь звучит как праздник. Её творчество знакомит нас с Венецией времён дожей и Казановы, с залитыми южным солнцем уютными итальянскими двориками и летними кафе, с красочными цветущими полями, со сдержанным Парижем и с другими уголками мира. Художница любит наблюдать разные состояния одного и того же города. Романтизм и завораживающая мягкая цветопись с оттенком сказочного флёра отличают полотна Е. Комаровой.
Пейзажи Е. Гололобова достаточно лаконичны, зачастую они построены на эффектных противопоставлениях цветовых пятен и контрастах.
Д. Коробков, обладающий ярко-индивидуальной манерой самовыражения в живописи, воплощает своё видение природы в достаточно отрешённых, но тем более эффектных пейзажах. Зачастую художник задаёт настроение при помощи лишь одного основного тона.
Одним из наиболее неповторимых художников следует назвать С. Совкова, набирающего свои полотна из крошечных лоскутков цвета, будто мозаику ("Вид на остров Сан-Джорджио Маджоре").
Творчество Хохряковой отмечено влиянием постимпрессионизма. Художница заключает увиденное в природе в лаконичные стилизованные формы, из которых строится изображение.
Удивительно, каким непохожим может быть один и тот же пейзаж в интерпретации разных художников. Однако, все живописцы, избравшие этот жанр для своего творчества, обладают одним общим качеством -любовью и интересом к раскрытию тайн и красоты природы.

Екатерина Гудзе

Расширенный поиск:

Смотрите также: