← Список книг

Алексей Кулаков и Наталья Папирна

Алексей Кулаков и Наталья Папирна

Издательство: Локус-Станди,
2009, 96 с., твердый переплёт,
Цена 650 руб.

Творчество Алексея Кулакова и Натальи Папирной — это яркое явление в современной живописи Украины. Их подход к творчеству, их целеустремлённость и чёткое следование своему неповторимому пути в живописи опровергает распространённое мнение о «растерянности», в котором пребывает искусство наших дней.

Заслуженные художники Украины — Алексей Кулаков и Наталья Па-пирная — это два ярких таланта, судьбы которых переплелись в творческом порыве. Почерк каждого из них сохраняет свою индивидуальность, в то же время являясь частью плодотворного союза двух мастеров.

Основываясь на традициях классицизма, творчество А. Кулакова подспудно вбирает влияние других живописных методов, перерабатывая их в единый ярко индивидуальный стиль. Его подход некоторые определяют как синергический классицизм. Данью академической школе является мощь, величие и достоинство персонажей его картин, любовь художника к историческому и батальному жанру, обращение к аллегориям.

Энергия же и стремительность, порыв и ощущение движения обнаруживают романтическую струю в его творчестве. Особенно заметны эти устремления в таких работах, как «Погоня», «Всадницы». Стремительность бега коней и борзых, подгоняемых стихией, создаёт иллюзию движения в пространстве, сближая работу с кинетическим искусством. Страсть и увлеченность борьбой с непокорным животным образуют винтообразное движение в картине «Амазонка». Явный отголосок искусства модерна слышен в работе «Сакура». Но в сторону какого бы стиля или направления ни склонялось искусство А. Кулакова, произведения художника всегда отличает монументальный размах, а его замыслы грандиозны.

Талант А. Кулакова наиболее ярко воплотился в монументальных полотнах, особое место среди которых занимают «Кумиры», «Слово про князя Игоря», «Державотворение» и, конечно, «Грюнвальдская битва». Картина «Державотворение», за которую художники получили звание Заслуженных, — это апофеоз государственности, портретная галерея политических деятелей Украины, осеняемая Божьей благодатью. Грандиозное полотно «Грюневальдская битва» — результат работы А. Кулакова, Н. Папирной, при участии их детей. Работа была заказана Польшей к юбилею Грюнвальдской битвы и явилась повторением одноимённой картины 1878 г. Яна Маттейко. А. Кулаков назвал эту работу «разговором с Матейком» и «колоссальной школой» для себя. Экспрессия, активная мимика героев, работа с человеческими массами, а также поиск подвижного, трепещущего цвета и богатство в деталях, очевидно, и стали той самой «школой» мастерства.

Особое место занимают в творчестве четы художников монументальные росписи. Их талант удивительно подвижен и с лёгкостью приспосабливается к любым задачам. Так, роспись низкого потолка Центрального зала Верховного суда Украины выполнена в традициях академической школы. Собственно в этом и состояла задача, поставленная перед художниками, — создать плафон под стать национальному Украинскому барокко, в формах которого восстанавливалось здание. Световоздушная среда, лёгкость парения фигур и иллюзорная архитектура заставляют вспомнить лучших мастеров монументальной живописи XVIII-XIX вв. Необычайно интересна роспись интерьера винного погреба, где исторические и национальные мотивы переплетаются с сюжетами из Евангелия и мифологическими персонажами; вся же система росписи вплетена в кирпичный узор стен и обрамлена декоративными мотивами. Росписи, украшающие частные дома, отличает богатство воображения и смелость замысла. Здесь, как и во многих станковых работах художников, рождаются архитектурные и ландшафтные фантазии.

Творчество А. Кулакова охватывает практически всё многообразие жанров. Его восхищает красота и совершенство женского тела (в картине и плафоне «Муза», «Танцовщица», «Сакура», «Юдифь» и др.), и он поёт свой гимн этой грации. Непосредственность впечатления и свежесть исполнения отличают пейзажи мастера, из которых особенно выделяется «Лето». Роскошные натюрморты с богатыми тканями художник продумывает детально, что является характерной чертой всего его творчества.

А. Кулаков движется в фарватере академической живописи, экспериментируя с художественными направлениями, которые органично синтезируются с основной линией его творчества.

Более тонкий, порывистый, «женский» почерк отличает творчество Натальи Папирной. В то же время художница постоянно «играет» в своём искусстве — со смыслами, предметами, с перетеканием света и цвета, с контурами. Отталкиваясь от образов реальности, она всегда трансформирует их, включая в свою художественную систему. В картинах Н. Папирной переплетается целый рой предметов, отчего идейная подоплёка этих постановок разгадывается как ребус. Композиция её полотен подобна мозаике. Тщательно выстроенные философские натюрморты, такие как «Улыбка Вольтера», «Натюрморт с птичкой хочется читать шаг за шагом.

В картинах Н. Папирной воссоздаётся мир театральной сцены с его действом и очарованием игры в настоящую жизнь: «Джокер», «Большая рыба», «Клоуны», «Выход на бис». За масками и едкими улыбками, за кукольными героями следует видеть не разыгранную шутливую сценку, а пародию на жизнь людей.

Зачастую Н. Папирна выражает на своём художественном языке взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Эта тема двух противоположных сущностей и их неизбежного слияния звучит в картинах «Радость встречи», «Два мира», «Посиделка», «Отражение» и многих других. Однако каждый раз это «сосуществование» обыгрывается в виде определённой ситуации, определённого типа взаимодействия этих двух начал — мужского и женского.

В творчестве Н. Папирной есть пласт картин, которые уводят зрителя в мир идеи, или фабулы. В этих исканиях она близка ранним кубистам: «Бег», «Жизнь среди людей», «Игра в мяч». Всё это мир людей. Совсем иной подход выбирает Н.Папирна для другой своей серии. Живописными средствами художница создаёт мир высшей духовности в картинах «Поиски истины», «Хранитель времени», «Жёлтый ангел», «Под знаком вечности» и др. Практически бесплотные существа, сущности, будто лишённые телесной оболочки, тают в воздухе, едва соприкасаясь с земной твердью. Это совсем иной мир — мир христианской веры.

В творческом союзе А. Кулаков и Н. Папирна создают фантазийные полотна, возникающие спонтанно. Как рассказывают сами художники, каждый из них поочереди делает по два прикосновения кистью к холсту, и итогом этой «игры» становятся такие полотна, как «Оранжевые танцы», «Время цветения», «Стереоскопия», «Боди-арт». Этапной работой их совместного творчества можно считать картину «Декамерон», яркий пример живописи синергического классицизма. Воображение художников органично вписало героев Боккаччо в архитектурные и ландшафтные фантазии.

Два художника, два сильных потенциала, сойдясь вместе, обеспечили неиссякаемый заряд своему творчеству. Художественное воображение каждого из них в соединении с профессиональным исполнением стало залогом интереснейшего искусства. Но их творческий тандем позволяет им идти ещё дальше, искать новые оригинальные пути в искусстве. Так, А. Кулаков создаёт куклы из папье-маше, а Н. Папирна их шьёт. Неслучайно, даже в творчестве А. Кулакова появляются эти персонажи из детства, хотя, конечно, как и у Н. Папирной, их роли взяты из жизни взрослых: «Балеринка», «Дама с собачкой», «Венера».

А. Кулаков и Н. Папирна, каждый из которых способен петь прекрасное соло, заметно обогатили своё искусство, выступив дуэтом.

Творчество Тимофея Папирного, сына Н. Папирной, вобрало в свой арсенал достижения живописи обоих художников, Натальи и Александра. В то же время искусство Т. Папирного нашло свой язык выразительности. Экспрессией и крайне субъективным восприятием природы дышат его пейзажи. Натюрморты Т. Папирного — это подсмотренный уголок дома, где предметы занимают своё привычное место. В них нет искусственной выстроенности и холодности академических постановок, а кажущаяся случайность предметов сообщает его натюрмортам жизненность и некую «уютность».

Интересен «Автопортрет» художника — некая реминисценция на тему нидерландского портрета XVI-XVII века.

Особую группу работ составляют картины, где главным героем является жизнь обнажённого мужского тела. Ритм мышц, их движение организуют объём, который превращается в некий идеализированный механизм. Этот пласт творчества иллюстрируют работы «Спина», «Уставший», «Из чёрного в чёрное» и др.

Т.Папирный работает в разных жанрах, но всегда в своём творчестве оставляет место игре воображения и субъективному началу.

Екатерина Гудзе

Расширенный поиск:

Смотрите также: