← Список книг

Юрий Савченко & Константин Савченко

Юрий Савченко & Константин Савченко

Издательство: Локус-Станди,
2008, 96 с., мягкий переплёт,
Цена 650 руб.

Юрий Савченко

По плодотворности и качеству своей работы Юрий Савченко может занять достойное место среди заслуженных мастеров изобразительного искусства. За более чем 50-летний период творчества, этот мастер создал около пяти тысяч живописных работ. Однако Ю. Савченко не стремится к количеству - ему дорог процесс создания каждого полотна, дорого индивидуальное лицо каждой работы.

В настоящее время можно смело говорить об известности художника и востребованности его творчества не только на Украине, но и за рубежом. Начало мировому признанию Ю. Савченко было положено первой же заграничной выставкой, которая состоялась в США в 1991 году. Сегодня существует уже 10 персональных каталогов его работ. Тем не менее, художник никогда не забывает своих истоков: из года в год он приезжает в родной Славянск и вспоминает его в живописных образах. По окончании Харьковского Художественного училища Ю.Савченко вернулся в Славянск, где участвовал в создании Художественного фонда и Краеведческого музея, украшал город витражами и монументальными росписями, разрабатывал агитационную продукцию. Впоследствии Юрий Савченко стал настоящей гордостью своего города: он первым за всю историю Славянска был принят в Союз художников Украины, а впоследствии стал почетным гражданином своей малой родины.

Познакомившись с искусством Ю. Савченко, мы непосредственно узнаём, какие они, эти дорогие его сердцу места. Известно, что художник родился и провёл детство в слобожанской мазанке с крышей из хвороста. Разве не этот до боли знакомый художнику мотив мы так часто встречаем на его полотнах? Серия «Слобожанщина» открывает нам целый мир, говорящий на языке художника: таковы живописные работы «Деревня», «Дорога в село», «Домик лесника», «Райгород» и др. Удивительным образом резонирует с эмоциями человека картина «Село Комплисово»: насупившиеся заснеженные хаты зажигают огни, маня уютом и тёплом домашнего очага. Сдержанные по колориту, эти картины превращают скромные сельские виды в оазисы красоты, свежести, отдохновения от всего суетного и преходящего. В картине «Домик лесника» особенно ощутимо камерное звучание: сама природа трепетно оберегает островок тишины и безмятежности, созданный человеком.

В настоящее время Юрий Савченко работает над циклом с говорящим названием «Двор моего детства». Одноимённая картина этой серии характерна для творчества художника. Выбранные им живописные средства служат раскрытию темы детства: красочное мерцание холста и динамика мазка создают ощущение мира, увиденного глазами ребёнка, где так много влекущего и неизведанного, дразнящего и ускользающего от взгляда. Непритязательность выбранного сюжета стала для Ю. Савченко толчком к наиболее экспрессивному и неповторимому воплощению мотива на холсте.

Интересно, как меняется палитра художника, когда он создаёт образы разных времен года: деликатно выражая переходные состояния и во всю силу заявляя о полноценных сезонах. Горит драгоценными красками «Золотая осень». Первый снег в одноимённой картине лишь скромно обозначает будущее место, тая на ещё не остывшей земле. Картина «Зима (село Рай-городок)» представляет уже совсем иную картину - морозный, заснеженный, погружённый в бархатистую негу пейзаж. В «Весне» проблески первой нежной зелени пробуждают ото сна вполне зимний пейзаж. Венец же всему годичному циклу - праздничное цветущее поле в картине «Старая хата», где живописец показал всю щедрость и смелость своей палитры.

Ежегодно Юрий Савченко вместе с младшим сыном Константином совершает поездки в Хорватию, где живёт его старший сын Михаил, а также выезжает в Черногорию на пленэры Фонда «Культурное достояние». Когда он берётся писать море, его мазки становятся особенно энергичными, а краски - необычайно звучными. «Макарская» - бухта на Адриатике, которой художник посвятил несколько картин. В них он максимально раскрепощает свою палитру, отдаётся игре цветовых пятен, как это делали фовисты.

Юрий Савченко - человек старой закалки, который дорожит отголосками истинной культуры и искусства. По мнению художника, современному обществу необходимо «развивать человеческую душу», и к этому процессу сам он старается прилагать максимум усилий. В этом смысле необычайно значима картина «Святогорская лавра». В оплоте православия иносказательно воплощен трудный путь христианина к обретению веры: преодолевая этот духовный олимп, человек восходит к Истине, Чистоте и Совершенству. Картину «Святогорская лавра» можно считать целью духовных исканий самого художника.

Ю.Савченко - живописец, очень привязанный к своим истокам. Неспроста большая часть его работ посвящена родной земле, камерным сельским мотивам, в которых для глаза художника сокрыто особое очарование первозданной красоты. Благодаря индивидуальной технике, с широким использованием мастихина, картины живописца заряжаются особым настроением. За каждой из созданных работ стоит пережитое художником чувство. Ю. Савченко очень искренен в своём искусстве: в затрагиваемых им темах ощущается глубоко личное переживание сюжета. Зная, насколько значимы и дороги художнику изображённые места, его картины становятся для нас автобиографическими пейзажами.

Екатерина Гудзе

Константин Савченко

Константин Савченко - достойный продолжатель семейного дела. От своего отца, известного художника Юрия Савченко, он перенял характерную манеру письма. В остальном же он развивался вполне самостоятельно, найдя свой сюжетный ряд и узнаваемый колористический диапазон. В искусстве живописи этот художник любит быть полнозвучным и отдаёт предпочтение тёплым краскам. Каждое написанное им полотно представляет совершенное единство - цвета, мотива, настроения.

В творчестве Константина Савченко чётко прослеживается работа сериями. Среди них - вечная романтика Венеции, эталон стиля Санкт-Петербург, сочные красочные букеты, скромное обаяние русского пейзажа. Излюбленные сюжеты художник готов воспеть на тысячи ладов, каждый раз сообщая мотиву неповторимое эмоционально-образное равновесие. Влюблённый в тему, К. Савченко раскрывает её шаг за шагом, читает страница за страницей, как книгу.

Венеция... Этот город вдохновил художника на множество работ. В посвящённой ему серии К. Савченко особенно активно обыгрывает рядоположение дополнительных цветов. Этой шкалой спектра виртуозно овладел ещё Делакруа, а затем широко применяли импрессионисты. В венецианской серии К. Савченко охристо-солнечные гармонии итальянского солнца и архитектуры оттеняет холодное голубое небо, яркие сиреневые всполохи теней. Грациозные гондолы подчёркивают узость венецианских каналов, а фасады строений плавно переходят в своё отражение, без остатка растворяются в водной глади. Такова совершенная гармония.

Санкт-Петербург... В интерпретации художника он оправдывает своё второе название - Северная Венеция. В городских сериях К. Савченко часто делает ставку на силуэт, обыгрывает меняющееся лицо города в зависимости от времени года и суток.

Важное место в творчестве К. Савченко занимает тема цветов. Всевозможные композиции и букеты раскрывают' весь спектр эмоций: нежность и праздничность, осеннее настроение и жар летнего солнца. С лёгкой руки художника цветы обретают полноту бытия, энергию жизни и в то же время деликатную декоративность. «Солнечные ирисы» и «Семь подсолнухов», «Праздничный букет» и «Нежные розы», - в цветочной лавке Савченко-младшего найдутся букеты на все случаи жизни. Надо заметить, что под кистью этого эмоционального живописца цветочные композиции всегда адекватны конкретной ситуации.

Художники Константин и Юрий Савченко, сын и отец, неизменно солидарны в одном - в своём стремлении показать красоту православия и всю облагораживающую силу этой красоты. Оба они обращаются к образу Святогорской лавры, которая видится им своеобразной точкой отсчёта и апогеем христианства. И «Святогорская лавра», и «Заснеженный храм» у К. Савченко - это причалы веры. Недаром художник показывает храм как остров, благословением приплывший к человечеству.

Ко всему прочему, Савченко-младший так же, как и его отец, отдаёт должное скромному обаянию русского пейзажа. «Весенняя оттепель» и «Осенняя пора», «Озеро» и «Заснеженные берёзы», - такими образами художник рассказывает о своей родине. В этом направлении своего творчества он не столь многословен, как Савченко-старший, но, подобно всякой русской душе, отдаёт должное тихой лирике родной природы.

Константин Савченко, в своём искусстве смело чередующий сюжеты, постоянно развивается как художник. Залог его успеха - оптимистичный взгляд на мир и творческая динамика, черпающая сюжеты из всевозможных проявлений жизни. Неординарность таланта позволяет К. Савченко преображать на своих полотнах видимый мир и показывать его совершенство, что доступно лишь влюблённому в жизнь художнику.

Екатерина Гудзе

Расширенный поиск:

Смотрите также: