← Список книг

Палитра Крыма

Палитра Крыма

Издательство: Локус-Станди,
2010, 220 с., твердый переплёт,
Цена 950 руб.

Палитра Крыма
Современная реалистическая живопись
из коллекции галереи N-Prospect

Выставка «Палитра Крыма», которая состоялась летом 2010 года в петербургской галepee «N-Prospect» стала выдающимся событием в художественной жизни России. В сомам деле - это первый случай, когда под одной крышей собираются практически все наиболее известные художники Крыма и можно увидеть живописную шкалу во всей ее полноте. Представленные 230 картин 50 авторов, - как успевших стать классиками, так и совсем молодых - перешли на cтраницы этого альбома, в котором показано развитие и становление крымской живописи от сороковых годов XX века до нашего времени.

Советская живопись, как известно, никогда не была однородным явлением и делилась на множество школ и направлений. Среди них особняком стоит крымская школа живописи - яркая, своеобразная, легко узнаваемая. Разумеется, она возникла не на пустом месте, ведь Крым всегда славился своими живописными традициями. С ним неразрывно связана биографии Ивана Айвазовского, Архипа Ку-инджи, Константина Богаевского, Максимилиана Волошина, Федора Васильева, Исаака Левитана, Константина Коровина. Здесь работали такие мастера советской живописи, как Александр Дейнека, Александр Куприн, Николай Бут и многие другие. В литературе в частности и в искусстве вообще образ Крыма постоянно мистифицировался, превращаясь в Крым-Киммерию, Крым-Гринландию, в Остров Крым. Кинематографисты использовали крымские пейзажи, когда требовалось показать Италию, Испанию, Францию, Грецию. Эти пейзажи, щедро залитые крымским солнцем, всегда вдохновляли художников, музыкантов и поэтов. Еще со времен Волошина Крым стал любимым местом отдыха творческой элиты - на его берегах всегда звучали стихи и музыка, велись яростные споры об искусстве. И конечно же, художник с этюдником всегда был неотъемлемой частью крымского пейзажа.

Не стоит удивляться тому, что Крымское художественное училище имени Самокиша, организованное (вернее, реорганизованное из бывшей студии Самокиша) в 1937 году, быстро стало своеобразной «творческой вольницей». Сложившаяся в училище энергичная манера письма, радостная колористическая гамма явно тяготела к импрессионистической. Пока столичные газеты вели дискуссии о формализме и натурализме, обсасывая каждую деталь «Письма с фронта» Лактионова, пока журналисты критиковали не только картины, но даже и узоры тканей (знаменитый фельетон Рыклина «Спереди трактор, сзади комбайн»), крымчане спокойно писали свои морские пейзажи, домики, увитые глициниями, и натюрморты на фоне гор. Их работы, насыщенные по цвету, проникнутые радостью жизни, неизменно нравились публике на выставках. Цветные тени и грубые мазки не смущали искусствоведов, мол, это же пленэр, этюды, с них и спрос невелик. Действительно, некоторая «незаконченность», этюдность характерна для крымской живописи в целом, что, разумеется, нисколько не принижает ее художественного значения. К большим композициям и «серьезным темам» крымские художники обращались нечасто, а если и брались - то, как правило, главенствующую роль в композиции отдавали пейзажу. Интересно, что Айвазовский, сколь бы не было велико его значение для мирового искусства, не стал родоначальником традиций в крымской живописи. В ней прослеживаются два заметных направления - эпическое и импрессионистическое.

Эпический пейзаж пришел в крымскую живопись как продолжение традиции Богаевского. Как писал когда-то Максимилиан Волошин, называвший этот жанр «историческим пейзажем», «...исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом - смысл «Исторического Пейзажа». Второе характерное для крымской школы явление хочется назвать «крымским импрессионизмом». Импрессионисты оказали весьма серьезное влияние как на русскую, так на советскую живопись в целом. Благодаря богатой коллекции ГМИИ им. Пушкина советские художники, не имевшие возможности выезжать за границу, могли видеть импрессионистов в оригинале, в то время, как с большинством других стилей и направлений были вынуждены знакомиться по репродукциям не самого высокого качества. Следует отметить также, что параллельно с признанными мастерами в Крыму существовало (да и продолжает существовать) огромное количество художников-любителей. Это явление заслуживает отдельного исследования, второе выходит за рамки данной статьи, но нельзя не отметить, что профессионалы и любители в Крыму находятся в достаточно тесном контакте и зачастую ведут совместную выставочную деятельность.

Итак, что мы можем сказать о крымской школе в целом?

Прежде всего - что мастера, к ней принадлежащие, не любят работать линией, предпочитая цветовое пятно; что они уделяют основное внимание живописи, а не рисунку; создают на своих полотнах особый, вибрирующий цвет, характерный для импрессионистов, и любят введенную импрессионистами «псевдослучайную» композицию. Они передают скорее не внешние признаки того или иного предмета или пейзажа, но ощущение от них. Находят красоту в самых обыденных вещах, избегая напыщенности и ложной символики; не боятся быть похожими на своих предшественников, справедливо полагая, что художнику всегда есть что сказать, если он искренен; решают не литературные и нравственные, а чисто художественные и пластические задачи; стремятся не поучать и анализировать, а украшать и радовать.

Как пример выдающегося мастера, на примере творчества которого можно достаточно хорошо представить себе особенности крымской школы, можно привести Валентина Даниловича Вернадского, народного художника Украины. Чистые, нежные краски Вернадского потрясают любого, кто видит его живопись, он мастер пейзажа и психологического портрета, создал большое количество портретов своих современников, в том числе - и собратьев по цеху. Многие картины Валентина Вернадского стоят на уровне лучших образцов живописи конца XIX - начала XX века. На импрессионистической живописи Вернадского воспиталось не одно поколение художников - много лет он отдал преподаванию в училище им. Самокиша. Валентин Данилович и сейчас, в свои 92 года, много и плодотворно работает, портреты и пейзажи Вернадского продаются на лучших международных аукционах, выставляются в Голливуде, Лондоне, Гааге.

Заслуженный художник Украины Петр Столяренко также продолжает импрессионистическую линию. Его картины настолько проникнуты эмоциями, что иногда кажется, будто в них чудесным образом переданы запахи моря и сирени, тепло солнечных лучей. Он находит краски, характерные именно для Крыма с его удивительной игрой света и цвета, которую можно наблюдать повсюду - на беленых стенах домов, на дорожках сада, на вершинах гор. Столяренко любит строить живопись всего на двух-трех основных цветах (картина «Летний вечер» построена на изысканном сочетании темно-фиолетового и зеленого, «Лодочная станция в Гурзуфе» - и серебристо-серого и коричневого). Народный художник Украины Федор Захаров более, чем другие крымские художники, воспринял московскую школу (он учился в Суриковском институте). Его работы выполнены в сдержанной колористической гамме и тщательно выстроены по композиции. «Виноградники Щебетовки» и «Натюрморт с сиренью» - прекрасный пример слияния двух школ - крымской и московской.

В Крыму всегда было много женщин-художников, чья живопись отличалась темпераментом и внутренней силой. Среди них - народный художник Украины Валентина Цветкова с ее излюбленной розово-голубой гаммой. В натюрморте «Ветка цветущего персика» можно увидеть характерное для крымской школы сочетание натюрморта с пейзажем. Весьма темпераментна и живопись Анны Олейник, чьи работы легко узнать по своеобразным энергичным мазкам («Натюрморт»),

Один из самых интересных современных крымских художников - Александр Шабадей. Он хороший рисовальщик и блестящий живописец, обладающий редким даром «видеть невидимое», превращая обычные предметы в нечто новое («У окна», «В мастерской»), Александр еще достаточно молод, и, если он будет развиваться столь же плодотворно, то вскоре мы увидим выдающегося мастера, - гордость не только крымчан, но и Украины в целом. Живопись Крыма не может существовать без изысканных букетов Александра Моргуна, без трепетной живописи Александра Шуринова и пейзажей Павла Шумова. Стоит также отметить Алексея Потапенко с его удивительным колористическим и композиционным чутьем («Натюрморт с японской айвой», «Розы», «Цветение»), Интересна также живопись Андрея Иноземцева, наполненная внутренней свободой.

Для крымского искусства характерна династийность - многие семьи художников насчитывают несколько поколений, и молодежь работает наравне со старшими. Зачастую даже трудно понять, что именно из семьи внес больший вклад в искусстве - дед или внук, сын или его жена. На примере крымских династий можно наблюдать редкое явление - передачу живописной школы в практически неизмененном виде. Например, в картинах Даниила Волкова мы можем видеть все те же образы, те же мотивы и пластические особенности, что и в картинах его отца - выдающегося живописца Виктора Волкова. Разумеется, каждый художник вносит в традицию нечто свое, в зависимости от жизненного опыта, характера и темперамента. Так, в отличие от отца, Даниил Волков работает преимущественно в теплой гамме - но родство между ними, не только кровное, но и творческое, бросается в глаза, когда картины висят рядом. Точно так же и молодое поколение семей Чеботару, Дудченко, Ростовских, Сяровых, Мармановых углубляет и развивает то, что начали их отцы. Разумеется, ни одна школа в искусстве не может существовать автономно. Художники мигрируют, отправляясь учиться в Киев, Москву, Петербург и другие города. В свою очередь, представители других школ регулярно отправляются в Крым на пленэр, таким образом, постоянно происходит процесс обмена опытом. Но в целом крымская школа остается цельным явлением - художники остаются верными тем принципам, которые усвоили, начиная свой творческий путь.

В советском (в впоследствии - в постсоветском пространстве) Крым играл такую же важную роль, как Андалусия - в Испании, Прованс во Франции. Выставка в галерее N-Prospect - большая удача для молодых художников, редкая для них сейчас возможность сравнить свои картины с картинами признанных мастеров, встретиться с ними в творческом поединке и многому научиться. Время показало, что крымская школа - не локальное художественное явление, она существует в широком культурном контексте и продолжает продуктивно развиваться.

Анна Баскакова,
искусствовед-эксперт Департамента культуры Правительства Москвы,
член Ассоциации искусствоведов

Карцев В.Г.,
Председатель Правления Фонда "Культурное достояние",
академик РАЕН,
академик Петровской академии наук и искусств

Расширенный поиск:

Смотрите также: