Юрий и Валентина Козяр
Издатель: «Петроградский и Ко»,
2008, 80 с., твердый переплёт,
Творчество супругов Козяр являет мощный цельный поток украинской школы живописи. На лицо присущая ей экспрессия и смелое обращение с цветом, и в то же время не оставляет нас равнодушными гармонизирующее, всепроникающее начало, ярко индивидуальное творческое "я", присущее их живописи.
Валентина и Юрий Козяр как художники с юности развивались под взаимообогащающим влиянием. Их произведения - редчайший пример гармоничного слияния двух индивидуальных натур в одну мощную художественную силу.
Живописные работы супругов Козяр можно разбить на три группы, представляющие собой ступени последовательного кодирования реальности. В этой связи интересно провести параллель со шкалой В. Кандинского, предполагающей три стадии удаления от исходного импульса (от натуры): импрессии, импровизации, композиции.
В первую большую группу работ супругов Козяр входят пейзажи, непосредственно вдохновленные красотами южной природы. Для них в наибольшей степени характерны импрессия и экспрессия. Зачастую это пейзажи с перистыми облаками, разбросанными ветром по глади неба и уносящими наш взгляд вдаль, к горизонту (в работах "Осенняя распутица", "Время тишины"). Уже одно это бескрайнее небо самодостаточно в своей вечной безмятежности, всеобъемлющем покое и величии. Однако земная твердь уравновешивает его, вносит ноту реальной жизни и создаёт точку опоры в этом стремительном движении, в этом бесконечном круговороте природных явлений. Но в то же время раскидистые, плачевно склонённые ветви деревьев, дышащая воздухом жизни почва поддерживают общую художественную концепцию невесомой легкости природы. Безмолвная гладь воды внемлет небу и служит его продолжением. Вся природа объята каким-то сказочным флёром. Художники пользуются эффектом сновидения в своих пейзажах, где легкий туман соподчиняет три стихии - воздуха, воды и земли (в работах "После дождя", "Серебряное утро"). Теплый солнечный свет, лишь предвещающий новый день или, напротив, озаряющий его последними лучами, вносит гармонизирующее, всепроникающее и живительное начало в их пейзажи. Для этой группы живописных работ характерно использование мягких пастельных тонов, активное внедрение так называемых "неаполитанских" оттенков жёлтого и оранжевого ("Рассвет", "Июльское утро"). Мазок, зачастую наложенный мастихином, гладко стелется по поверхности холста, набирая толщину лишь по краям.
Вторую группу составляют пейзажи и натюрморты, построенные на смелом сочетании пятен насыщенного цвета, положенного сочными мазками. В неё входят такие полотна, как "Тёплый день", "Цветы и солнце", "Осенний мотив", "Цветущее поле", "Тёплый вечер" и др. Если первую ступень передачи реальности (пейзажи первой группы) можно сравнить с импрессионистической стадией развития искусства, то вторая скорее соответствует постимпрессионистической. В этой манере можно различить отдельные черты сезаннизма, столь популярного в русском искусстве 1910-х годов. Картина "Полдень" выполнена в традициях армянской живописной школы, в частности работ Сарьяна. В этих полотнах художники не обнаруживают стремления смягчить переходы тона и цвета, довольно жёстко ограняют форму. Нарастает графичность, дробность формы, представляющей теперь калейдоскоп ярких пятен, оттенки становятся более тёплыми. Однако открытый цвет и контраст составляют всё же главную отличительную особенность работ второй группы.
Третья ступень ухода от реальности представлена композициями, раскрывающими содержание тех или иных понятий в более или менее семантически закодированных формах. В них прослеживается ещё больший по сравнению со второй группой уход в графичность, в декоративность сцен и цвета. Это можно наблюдать на примере таких работ, как "Весна", "Размышление", "Забытая тень", "Песня без звука" и др. Наиболее символические из этих работ по манере исполнения приближаются к стилю Модерн ("Белая ночь"). Другую часть полотен группы населяют маленькие герои с гротескными чертами и недетскими глазами, играющие в реальную жизнь. Например, в работах: "Маленький принц", "Охота", "Иллюзия", "Воображение" и др. Эти задумчивые и меланхоличные глаза являются активными проводниками мысли авторов, в них - вся семантическая глубина картины. Художники передают идею посредством игры. В этих работах насыщается символизм цвета, свето-воздушное пространство начинает выступать как самостоятельно значимая составляющая картины.
Сложно представить, что одно и то же творческое лицо может быть адептом столь разных сюжетных направлений живописи. Художники Валентина и Юрий Козяр своим личным примером доказывают, что по-настоящему талантливым людям под силу удачно справляться с экспериментами любой сложности. Их кисть всегда остаётся узнаваемой, но их фантазия и манера письма никогда не останавливаются в своем развитии.
Екатерина Гудзе
Расширенный поиск: