Интервью председателя Правления Фонда "Культурное Достояние" Виктора Георгиевича Карцева

- Уважаемый Виктор Георгиевич, сравнительно недавно на культурном небосклоне Санкт-Петербурга вспыхнула ярчайшая звезда - галерея "N-Prospect". Вы являетесь её организатором и учредителем. Скажите, пожалуйста, что побудило Вас сделать такой творческий шаг?

- Всему причиной - моя давняя любовь к искусству и особое отношение к живописи. Моя основная деятельность - наука, я доктор химических наук, академик РАЕН, возглавляю научно-исследовательскую компанию, которая занимается медицинской химией и разработкой принципиально новых фармакологических веществ и лекарственных препаратов для борьбы с различными тяжелыми заболеваниями. Но, ещё будучи студентом химфака МГУ я активно интересовался историей живописи. Посещал всевозможные факультативы при Университете, был активным слушателем циклов лекций при Пушкинском музее, Третьяковской галерее, старался найти любые возможности узнать как можно больше о теории и истории мировой живописи. В дальнейшем вёл лекции по западноевропейской живописи в Академии наук, в частности, в институте химической физики РАН, где я возглавлял научную лабораторию.
Впоследствии мне удалось посетить почти все крупнейшие музеи и картинные галереи мира - Прадо, Питти, Уфицы, Лувр, Мюнхенскую пинакотеку, Лондонскую национальную галерею, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и другие, а также множество художественных музеев России и Украины.
Сегодня всё это получило развитие в большом интереснейшем проекте - Галерее "N-Prospect". Мы открыли галерею меньше года назад, однако сразу определили интенсивную художественную программу на многое время вперед. Это и персональные выставки лучших художников, представленных в коллекции, и тематические экспозиции, и совместные художественные проекты с галереями и культурными центрами России, Украины, Китая и Западных стран и ряд культурных мероприятий с ведущими художественными вузами страны. Отмечу, что задумывая идею Галереи "N-Prospect", мы чётко определили её миссию по поддержке русской реалистической школы живописи. На этом основывается вся программа Галереи и, естественно, на этом основывается подбор коллекции, которая на сегодняшний день насчитывает более 3000 живописных полотен.
Мы очень внимательно относимся к вопросу отбора картин для коллекции. Художественный совет Галереи регулярно изучает деятельность сотен и тысяч художников России и стран СНГ (именно Русская и Советская школа живописи представляет особый интерес для нас). Однако в архив и на экспозиции попадают действительно лучшие представители современного реалистического направления. По сути, мы формируем коллекцию "антиквариата" будущего - того, что уже через несколько лет может быть отнесено к русской и мировой классике. Приятно осознавать, что принимаешь непосредственное участие в формировании такого рода коллекции для будущих поколений.

- Сколько мероприятий и выставок уже прошло в Вашей Галерее с момента ее открытия?

- Как я уже отметил, Галерея ведёт активную художественную жизнь: ежемесячно открываются новые уникальные выставки. Прошли персональные выставки замечательных украинских художников Андрея Фиголя, Владимира Пивня, Владислава Метелкина, Рустема Стахурского, Юрия и Валентины Козяр, а также интересных московских художников Ивана Агеева и Евгения Каковкина. 12 октября откроется одна из наиболее интересных выставок "А.А.Колотилов и молодые пейзажисты России", где будет представлено более 160 полотен мастера и 50 молодых пейзажистов. К персональным выставкам мы выпускаем солидные авторские альбомы для каждого участника, это большой шаг как для художников, так и для Галереи. Прошли презентации изданных книг, альбомов.
Также мы провели две тематические выставки : "Цветы в живописи, Цветы в жизни" (совместно с Японским центром икебаны) и выставку духовной живописи "Дорога к Храму", на которых было представлено более 150 работ 65 художников.
Каждое событие для нас крайне важно, поэтому к его подготовке Галерея подходит максимально профессионально и творчески, доказательством чему служат отзывы культурного сообщества Санкт-Петербурга и профессионалов-искусствоведов за его пределами, а также достойное освещение культурной жизни галереи в СМИ.
Совместно с Фондом "Культурное достояние", созданным нами в 2007 году, Галерея проводит проекты по награждению молодых и сложившихся живописцев, отмеченных попечительским советом Фонда, Дипломами "За мастерство в изобразительном искусстве" и медалями Фонда. Церемонии награждения проходят в залах Галереи.

- Скажите, как Вы оцениваете состояние нашего общества и можно ли преобразить его с помощью живописи и культуры?

- В последнее время просматривается положительная тенденция: общество в целом стало интересоваться искусством больше, создаются новые галереи, музеи, культурные фонды, появляются современные меценаты и т.д. И я имею в виду не только живопись: история, литература, музыка, балет, изобразительное искусство. Несмотря на непростые времена последних десятилетий, наши соотечественники, похоже, стремятся жить в духовной и эстетической гармонии. Мы видим это и на примере многотысячных посетителей Галереи "N-Prospect". Основой гармоничного развития является русская культура во всех её проявлениях. Живопись как одно из наиболее доступных и ярких направлений культуры особо важна и необходима нашему обществу. Радует желание зрителя не просто созерцать, но и понять изобразительное искусство, открыть для себя смысл произведений, прочувствовать философию автора, самостоятельно трактовать работу. Я глубоко надеюсь, что эта тенденция будет развиваться.

- Возможно ли в современном мире выстраивать дружеские отношения между странами и народами, привлекая людей к культурным процессам? Есть ли у Вас международный опыт?

- Не просто возможно, а необходимо! На протяжении многих столетий искусство являлось объединяющей платформой для цивилизаций, народностей, стран. Это главная возможность невербальной коммуникации. Современный мир находится на той ступени развития, когда искусство становится не просто результатом творческой деятельности, но и существенным рычагом общественного взаимодействия, объединения. Я делаю эти заключения, основываясь на личном опыте. В этом году Галерея "N-Prospect" совместно с Фондом "Культурное достояние" организовала большую программу Международных пленэров в Черногории. Пять выездов, более ста художников-участников из России, Украины, Сербии, Черногории, Македонии, около 2000 пленэрных работ, новый художественный проект передвижных выставок в Европе, предложенный Посольством России в Черногории - и это далеко не исчерпывающий перечень результатов международной программы пленэров, которую Галерея и Фонд будут продолжать и в следующем году.
Собственно основная деятельность Галереи также включает постоянный международный опыт. Мы сотрудничаем с художниками из России, Украины, Беларуси, Армении, Узбекистана, Киргизии. Следим за культурной жизнью в этих странах, наблюдаем , как при сохранении классических традиций советской школы, формируются современные особенности в национальной реалистической живописи.

- Удивительно, как Вы можете совмещать два таких разных направления деятельности Науку и Культуру?

- Как я сказал в самом начале, искусство для меня - не меньшее жизненное увлечение, чем наука. Главное ведь преданно любить то, чем занимаешься.
Закончив в 1972 году Московский университет им. М.В. Ломоносова, профессиональное устремление было ведущим. После защиты докторской диссертации хотелось максимально углубиться в научную деятельность, организовать свое масштабное, полезное для общества дело. Сейчас по научному направлению мы работаем с тысячами химиков по всей России от Калининграда до Владивостока и во всех странах бывшего Советского Союза. Это значимый результат, выразившийся в более чем 30 научных монографиях, сотнях научных статей, цикле международных научных конференций, проводимых нами.
Жизнь в искусстве - это совершенно другое. Это радость души, восторг от таланта людей, кому Бог дал таинство создавать на холсте то, что многим не дано. Отсюда и непреодолимое желание быть причастным к их творчеству, по возможности помогать живописцам сложиться в жизни. Моё вхождение в жизнь искусства выстраивалось на протяжении долгих лет, на базе фундаментальных теоретических знаний и личных впечатлений, анализа. Я бы не сказал, что приходится совмещать два разных направления. Они скорее дополняют друг друга в моей жизни и жизни моих близких. Я склонен считать, что наука во многом является искусством, с присущим ему креативным подходом, а искусство - в определенном смысле наука, со своими тайнами, загадками и закономерностями!

Материал подготовлен сотрудниками редакции газеты "Киевская Русь сегодня"
и Фонда "Культурное Достояние"
(опубликован в газете "Киевская Русь сегодня",
№3 (19) от 9 декабря 2008 года)